Концепция проектной работы в рамках летней школы
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ (С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ В КОНЦЕ ШКОЛЫ).
Итог школы: разработка комплексного проекта пространственно-градостроительного и социально-экономического развития территории «Технополиса GS» с учетом появления нового центра притяжения молодежи – образовательного Кампуса и обеспечения сбалансированного и полицентрического развития Гусева.
Объект исследования – территория «Технополиса GS» и перспективные объекты, сопутствующие развитию проекта «Кампус».
Предмет исследования – обоснование приоритетов пространственного развития и планирования инфраструктуры «Кампуса».
Мини проектные группы сформированы по принципу изучения и применения различных исследовательских методов по изучению развития городских территорий и сообществ.
В рамках этих тематических групп необходимо будет как до начала школы, так и во время школы - в полевом режиме, изучить, в том числе собрать и обработать необходимые данные, позволяющие сформировать представление о тенденциях, особенностях, проблемах и возможностях для обеспечения интегрированного развития территорий Гусева и Технополиса GS.
На сегодняшний день, перед Технополисом стоят задачи по формированию комфортной и удобной среды для проживания, формирования центра притяжения, развития кампуса.
Впоследствии, объединив результаты всех 5 проектных групп, должен быть разработан и презентован комплексный проект перспективного развития исследуемых территорий - формирование концепции пространственно-градостроительного и социально-экономического развития территории «Технополиса GS» с учетом появления нового центра притяжения молодежи – образовательного Кампуса и обеспечения сбалансированного и полицентрического развития Гусева.
Состав мини проектных групп:
Исследователи (анализ городского развития, качества городской среды); |
Социологи |
Дата-аналитики |
ГИС-аналитики |
Специалисты по брендингу | |
КУРАТОРЫ |
Ильина Ирина Николаевна, профессор ВШЭ |
Алимпиева Анна Викторовна, доцент БФУ |
Яворский Ростислав Эдуардович, доцент ВШЭ; |
Рудой Виктор Анатольевич, HERE Technologies |
Плисецкий Евгений Евгеньевич, доцент ВШЭ |
ВШЭ |
Левина Александра Дмитриевна |
|
Харитонова Алёна Алексеевна |
Корнеева Юлия Ивановна |
Голос Ирина Юрьевна |
Ларина Варвара Павловна |
Пушнова Анастасия Станиславовна |
Шапошников Даниил |
Кирюхин Денис Николаевич |
Ткачев Денис Владимирович | |
Зайко Екатерина Сергеевна |
Гурин Максим Юрьевич |
Завгородний Артем |
Сакулина Дарья Дмитриевна |
Ступин Роман Сергеевич | |
БФУ |
Крестинин Владислав |
Шурупова Анастасия |
Юстратова Вероника |
| |
Маслова Вероника |
Мерцалова Яна | ||||
Разина Лейла |
Данилкина Наталья | ||||
Вузы России |
Демченко Анастасия | ||||
Заволжанская Екатерина |
Пироцкая Анастасия |
1 этап (до школы): предварительное изучение особенностей развития Гусева и «Технополиса GS». Все участники школы во взаимодействии с кураторами конкретной мини проектной группы.
Цель – предварительное изучение, определение методологии мини исследований, начало сбора данных.
Предварительные задачи для мини групп:
Исследователи (анализ городского развития, качества городской среды);
- анализ мирового опыта пространственной организации и социально-экономического развития малых городов и университетских кампусов, учебных центров на территориях кластеров;
- анализ социально-экономического развития городского округа Гусев (развитие общественной инфраструктуры, обеспеченности жителей разными видами городских услуг);
- анализ генерального плана городского округа Гусева и генерального плана развития Технополиса GS. Выявление особенностей территории, потенциала для развития.
Социологи
- обсуждение методологии исследования с кураторами, разработка гайдов и опросников.
Дата-аналитики
- сбор данных (изучение социальных сетей (групп ВК, ФБ, Инстаграмм, материалов СМИ), обсуждение методологии исследования с кураторами;
ГИС-аналитики
- сбор данных (во взаимодействии с Администрацией Гусевского городского округа) и куратором HERE; обсуждение методологии исследования; предварительный анализ развития территории инструментами ГИС.
Специалисты по брендингу
- изучение материалов о социально-экономическом развитии городского округа и Технополиса, изучение социальных сетей (групп ВК, ФБ, Инстаграмм), истории городского округа.
- изучение мирового опыта брендинга малых городов (цели, эффекты).
2 этап (групповая работа): работа в тематических группах под руководством кураторов – первая часть школы – в Гусеве.
В рамках работы каждая из тематических групп применяет специфичные инструменты и методологию исследования для изучения различных аспектов развития городских территорий.
Цель – получение всесторонних данных об особенностях развития территории Гусева и Технополиса GS для дальнейшей разработки концепции интегрированного развития этих территорий.
Тематические мини-группы:
- Урбанисты (анализ городского развития, качества городской среды)
кураторы: Ирина Ильина (ВШЭ); представитель Администрации, представитель Технополиса GS
Разработка инновационных инструментов взаимодействия ключевых городских стейкхолдеров (власть, жители, бизнес);
Анализ планирования развития городской территории и поиск новых эффективных направлений и форм ее использования (СВОТ-анализ, анализ внешних и внутренних факторов развития, инвестиционной среды, анализ городской среды).
Проводимые работы: анализ генерального плана города, анализ качества транспортной инфраструктуры; природно-экологической ситуации; жилищной сферы; социальной инфраструктуры; характеристик населения; городского пространства (наличие общественных зон и пространств; удобная и ориентированная на человека городская среда (благоустройство, озеленение); интегрированность в ежедневную жизнь города культурного и исторического наследия; насыщенность объектами обслуживания и рекреационно-досуговыми элементами).
- Социологи
кураторы: Константин Глазков (ВШЭ), Анна Алимпиева (БФУ), представитель Администрации, представитель Технополиса GS
Социальные исследования местных сообществ с точки зрения выявления их отношения к сложившимся условиям развития города
Проводимые работы: проведение социологического обследования (опроса) жителей Гусева и Технополиса на предмет их удовлетворенности сложившимися условиями проживания, городской средой и пр.
- Дата-аналитики
кураторы: Ростислав Яворский (ВШЭ), Елена Никитина (Геоскан), представитель Технополиса GS
Использование больших данных для изучения тенденций и направлений развития города (на примере анализа социальных сетей)
Проводимые работы: Проведение анализа социальных сетей для выявления специфики взаимодействия городских сообществ и города.
- ГИС-аналитики
кураторы: Виктор Рудой (HERE), представитель Администрации, представитель Технополиса GS
Применение ГИС-технологий для изучения тенденций и особенностей пространственного развития города
Проводимые работы: Проведение анализа территории Гусева и Технополиса GS с целью изучения особенностей пространственного распределения элементов городской инфраструктуры, характеристик населения.
- Специалисты по брендингу
кураторы: Евгений Плисецкий; представитель Администрации, представитель Технополиса GS
Изучение туристической идентичности города в контексте формирования бренда Гусева и Технополиса
Проводимые работы: анализ городской идентичности и, определение целей бренда и его создания, выделение конкурентных преимуществ территории, определение целевых потребителей бренда, предложения по визуализации бренда, разработка на ее основе концепции бренда города (определение исторического, экономического, социального контекстов развития, определение ценностей бренда - уникальных конкурентных преимуществ города, его практической польза для «пользователей», формирование дизайна бренда и пр.).
3 этап (разработка комплексного проекта) - вторая часть школы – в Калининграде.
Участники тематических групп объединяются для совместной разработки концепции пространственно-градостроительного и социально-экономического развития территории Гусева и территории «Технополиса GS».
Главный фокус при разработке комплексного проекта: полицентрическое развитие, подразумевающее выделение двух центров градостроительного развития – историческая территория Гусева и территория «Технополиса GS».
Все участники школы объединяются для разработки комплексного проекта.
Примерный план разработки комплексного проекта:
I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
- Роль и место Гусева и Технополиса GS в развитии Калининградской области
- Основные тенденции социально-экономического развития
- Внутренние и внешние факторы развития территории
- Сильные и слабые стороны развития
- Возможности и угрозы
- Проблемы и ключевые развилки
II. ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
- Инфраструктурное развитие территории
- Особенности городской среды
- Определение точек роста (новых, застроенных территорий)
III. ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННЫХ ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВ
IV. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
V. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРИОРИТЕТЫ СОВМЕСТНОГО РАЗВИТИЯ ГУСЕВА И ТЕХНОПОЛИСА
- развитие транспортной, социальной, жилищной инфраструктуры
- развитие общественных пространств
- взаимодействие Администрации Гусева и Технополиса GS
- направления работы с местными сообществами
- новые направления пространственного развития
VI. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТАМ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ГУСЕВА И ТЕХНОПОЛИСА